Суть спора заключалась в следующем. Семейная пара купила земельный участок и построила дачный дом. После развода мужчина продал землю с постройками, не спросив согласия у бывшей супруги.
Она, в свою очередь, обратилась в суд с требованием признать сделку недействительной, опираясь на нормы Семейного кодекса.
Позиция женщины сводилась к тому, что она не давала согласия на отчуждение имущества согласно статье 35 СК РФ.
Суд первой инстанции частично поддержал требования бывшей жены, посчитав имущество совместно нажитым и взыскав с бывшего супруга половину его стоимости. Вместе с тем, суд не нашел оснований считать сделку недействительной.
В свою очередь, суд апелляционной инстанции разрешил дело иначе. По его мнению, сделка по продаже имущества при отсутствии нотариально удостоверенного согласия бывшей супруги является недействительной.
Точку в споре поставил ВС РФ. Подвергнув закон системному толкованию, он пришел к выводам: расторгнув брак, бывшие супруги потеряли статус родственников, соответственно нормы Семейного кодекса к возникшему спору неприменимы.
Имущество, нажитое в браке, после развода трансформируется из общей совместной в совместную собственность.
А совместную собственность мы делим между собственниками, опираясь на нормы ГК РФ, а не на Семейный кодекс.
ГК РФ не предполагает обязательное наличие нотариально удостоверенного согласия второго собственника для совершения сделки. Вместе с тем, это не освобождает продавца имущества разделить средства, вырученные от продажи имущества, со вторым собственником.
Ссылку на определения ВС РФ оставляем здесь.
Служба новостей
КРАСПРАВО.RU