Согласно ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
1. Критерии отнесения участников рынка интернет-рекламы к лицам, обязанным предоставлять информацию, состав требуемой информации, порядок и сроки ее предоставления в Роскомнадзор определены Постановлением Правительства РФ № 948 от 25.05.2022.
Обязанность по предоставлению информации установлена для следующих юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей:
1)рекламодателей - кто дает рекламу в сети «Интернет». Это может быть изготовитель, продавец товара (работы, услуги) или рекламное агентство, которое размещает рекламу своих клиентов;
2) рекламораспространителей - кто размещает рекламу на своих ресурсах, например на сайте или в блоге, владельцы социальных сетей;
При этом, изменениями исключения для саморекламы не предусмотрены, поэтому важно отличать рекламу от информации о хозяйственной деятельности организации (разъяснения по этому вопросу даются в Письме ФАС от 25.09.2019 № АК/83509/19).
3)операторов рекламных систем - кто распространяет рекламу в сети «Интернет» не на своих ресурсах, а через ресурсы третьих лиц (например "Яндекс.Директ").
Информировать Роскомнадзор не нужно только операторам социальной рекламы и рекламодателям:
1) которые обладают исключительным правом на рекламируемый объект и/или являются изготовителем или продавцом товара;
2) если по условиям договора данные будет передавать рекламораспространитель или оператор рекламной системы.
2. Состав информации, которую необходимо направлять в Роскомнадзор, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.05.2022 N 1362-р и включает в себя:
1) Состав сведений о рекламодателе, рекламораспространителе, операторе рекламной системы; сведения о рекламе, в том числе непосредственно реклама: а) полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма; б) ИНН; в) абонентский номер мобильного телефона; г) ОГРН организации или ИП; д) юридический адрес или адрес места жительства ИП, физлица; е) ФИО руководителя; ж) информация о лице, заключившем договор на размещение рекламы, включая полные данные о посредниках; з) сведения о выявленных несоответствиях в предоставленной информации о распространенной в интернет-рекламе (при наличии); и) сведения об установленных фактах несоблюдения рекламодателем требований к распространению рекламы (при наличии); к) для иностранного юридического лица: регистрационный номер, код страны в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.
2) Состав сведений о рекламе: а) информация, предназначенная для прослеживаемости – уникальный номер, присвоенный оператором рекламных данных; б) общее описание того, что рекламируется; в) основной тип рекламной кампании: дней, показов, кликов, доступов и т.п. г) сведения об использованных сайтах, страницах сайта, рекламных системах; д) объемы показов рекламы; е) формат рекламы: баннер, текстовый или текстово-графический блок, видеоролик, аудиозапись, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире; ж) срок размещения рекламы или дата начала рекламной кампании; з) параметры аудитории рекламы с учетом пола, возраста, территории проживания, иных параметров дифференциации; и) информация о договоре на размещение рекламы, включая информацию о посредниках.
Не нужно предоставлять в Роскомнадзор данные о рекламе:
- собственных товаров, которая направляется по электронной почте, а также в виде электронных сообщений через Интернет группам пользователей;
- в составе телепрограмм и телепередач, радиопрограмм и радиопередач, распространенных через Интернет (что важно - не должно быть никаких изменений по сравнению с их оригинальными каналами вещания).
3. Предоставлять информацию в Роскомнадзор нужно самостоятельно либо обеспечивать ее предоставление через операторов рекламных данных (ОРД) - владельцев соответствующего ПО, отобранных Роскомнадзором («Лаборатория разработки» (СБЕР), «ВК Рекламные технологии» (ВК), «Яндекс Оператор Рекламных Данных» (Яндекс), «ОЗОН ОРД» (Ozon), «МедиаСкаут» (МТС), «ОРД-А» (Амбердата), «Первый ОРД» (ВымпелКом).
ОРД предоставляет участникам рынка возможности для автоматического ввода данных и присваивает креативам регистрационные идентификаторы (токены), а также обеспечивает хранение рекламных образцов в течение года.
Они будут вести учет рекламы и передавать информацию о ней Роскомнадзору.
Для передачи оператору рекламных данных сведений об интернет-рекламе надо заключить с ним договор. В свою очередь, через свое ПО он предоставит их в Роскомнадзор.
Тем, кто планирует отчитываться перед Роскомнадзором сам, потребуется подтвержденная учетная запись в ЕСИА, с ее помощью нее можно зайти в личный кабинет на официальном сайте Роскомнадзора (https://rkn.gov.ru/).
Там надо будет заполнить автоматическую форму, а для передачи документа потребуется электронная подпись, а предоставить сведения надо в течение месяца, следующего за месяцем размещения рекламы в сети «Интернет».
4. Маркировка интернет-рекламы.
Так, согласно ч. 16 ст. 18.1 ФЗ «О рекламе», реклама, распространяемая в сети «Интернет» (за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в сети «Интернет»), должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в сети «Интернет», содержащие информацию о ее рекламодателе.
Предусмотрено, что ответственность за нарушение данного требования несет рекламораспространитель.
Кроме того, предусмотрено, что распространение рекламы в сети «Интернет» допускается только при условии присвоения оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы - уникального цифрового обозначения, предназначенного для обеспечения прослеживаемости распространенной в сети «Интернет» рекламы и учета информации о такой рекламе.
5. Ответственность за неисполнение новых требований (с 01.09.2023).
Штрафы предусмотрены не только за размещение рекламы без маркировки, но и за непредставление данных по ней. Штрафы за распространение рекламы без идентификатора либо нарушение требований к его размещению:
- для должностных лиц — от 100 000 до 200 000 руб.;
- для юридических лиц — от 200 000 до 500 000 руб.;
Штрафы за непредставление в Роскомнадзор данных о рекламе либо несвоевременное их предоставление, либо предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации:
- для должностных лиц — от 30 000 до 100 000 руб.;
- для юридических лиц — от 200 000 до 500 000 руб.
По закону ответственность несет любое лицо, участвующее в процессе размещения рекламы. Но есть участники, на которых ответственность не распространяется, они указаны в Постановлении Правительства РФ от 25.05.2022 № 948 — это рекламодатели, обладающие исключительным правом на объекты рекламирования и (или) являющихся изготовителями или продавцами товаров, информацию о рекламе которых обязаны предоставлять рекламораспространители, операторы рекламных систем в рамках исполнения договорных обязательств с такими рекламодателями.
То есть речь опять же идет о делегировании обязанностей по предоставлению информации контрагенту в рамках договора.
КРАСПРАВО.RU