По одному из дел, компания обратилась в арбитражный суд с иском к обществу о взыскании долга по договору подряда и штрафа за просрочку оплаты работ.
Ответчик попросил суд рассмотреть вместе с этим иском его встречный иск о взыскании с компании неустойки.
Суды первой и апелляционной инстанций вернули встречный иск, так как досудебный порядок не был соблюден.
Кассация поддержала нижестоящие суды, спор о взыскании денег является гражданско-правовым и он должен рассматриваться в порядке искового производства.
Спор не относится к перечню дел, по которым исполнять досудебный порядок не требуется.
Общество пыталось сослаться на то, что, пока соблюдается претензионный порядок, может закончится рассмотрение дела по основному иску.
Суд посчитал это предположением и не принял во внимание.
Также рекомендуется, при соблюдении претензионного порядка, указывать в шапке документа, что это претензия, так как по этому вопросу также возникают споры.
По одному делу, организация обратилась к контрагенту с требованием выплатить банковскую гарантию, получила отказ и подала иск в суд.
Первая инстанция оставила заявление без рассмотрения.
По ее мнению, организация не исполнила обязательный досудебный порядок: нужно было представить контрагенту досудебную претензию, а не требование.
Апелляция и кассация с таким подходом не согласились.
Цель претензии - довести требование до сведения предполагаемого нарушителя. Претензию можно оформить любым документом с письменным требованием.
Если адресат ответил отрицательно или вовремя не отреагировал на такой документ, это подтверждает соблюдение претензионного порядка.
Также он признавал претензией уведомление о прекращении договора с требованием о возврате аванса.
В претензии нужно изложить требования заявителя и указать на существо спорного правоотношения.
Таким образом, важны не название и форма документа, а его претензионная суть.
Служба новостей
КРАСПРАВО.RU