Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение указанного федерального государственного контроля (надзора), - Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) - и его территориальных органов.
Предметом государственного контроля (надзора) ГИТ является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда.
Плановые проверки ГИТ проводятся в общем случае государственными инспекторами труда на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры. Периодичность проверок зависит от присвоенной категории риска деятельности работодателя.
1. Плановые проверки трудовой инспекции
Взаимодействие ГИТ с работодателем в рамках государственного контроля (надзора) осуществляется, в частности, при проведении плановых проверок в форме выездной проверки.
Под выездной проверкой ГИТ понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным работодателем, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения работодателем обязательных требований, а также оценки выполнения решений ГИТ (ч. 1 ст. 73 Закона N 248-ФЗ).
Основанием для осуществления плановой выездной проверки является наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Выездная проверка ГИТ проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) работодателя (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля (ч. 2 ст. 73 Закона N 248-ФЗ).
Выездная проверка проводится, в случае если не представляется возможным (ч. 3 ст. 73 Закона N 248-ФЗ):
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении ГИТ или в запрашиваемых им документах и объяснениях работодателя;
- оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) работодателя и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в ч. 2 ст. 73 Закона N 248-ФЗ место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
При проведении плановой выездной проверки для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.
Если в ходе контрольных (надзорных) действий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществлялись фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись, об этом делается отметка в акте контрольного (надзорного) мероприятия. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи должно обеспечивать фиксацию даты, времени и места их проведения.
Материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, полученные с применением фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, приобщаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
О проведении выездной проверки работодатель уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки по общему правилу не позднее чем за 24 часа до ее начала (ч. 6 ст. 73 Закона N 248-ФЗ).
Полномочия трудовой инспекции при проведении плановых проверок
Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой основе только путем совершения инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, следующих контрольных (надзорных) действий (ч. 1 ст. 65 Закона N 248-ФЗ):
- осмотр;
- досмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов;
- отбор проб (образцов);
- инструментальное обследование;
- испытание;
- экспертиза;
- эксперимент.
В рамках конкретного вида контрольных (надзорных) мероприятий совершаются определенные контрольные (надзорные) действия из числа предусмотренных Законом N 248-ФЗ для того же вида контрольного (надзорного) мероприятия (ч. 2 ст. 65 Закона N 248-ФЗ).
Так, в ходе выездной проверки ГИТ могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия (ч. 8, 9 ст. 73 Закона N 248-ФЗ, п. 48 Положения N 1230):
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов;
- экспертиза.
Периодичность плановых проверок и категория риска
Роструд и его территориальные органы при осуществлении государственного контроля (надзора) относят работодателей - юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (п. 11 Положения N 1230):
- высокий риск;
- значительный риск;
- средний риск;
- умеренный риск;
- низкий риск.
Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска согласно Приложению к Положению N 1230 (п. 12 Положения N 1230).
Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется (абз. 1 - 3 п. 13 Положения N 1230):
решением руководителя Роструда - главного государственного инспектора труда РФ, его заместителями - при отнесении объекта контроля к категории высокого риска;
решением руководителя территориального органа - главного государственного инспектора труда в субъекте РФ, его заместителями - при отнесении объекта контроля к категориям значительного, среднего и умеренного риска.
В случае если объект контроля не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году. Сведения об объектах контроля с присвоенной им категорией риска размещаются на официальном сайте Роструда (в отношении высокой категории риска) и его территориальных органов (в отношении категорий значительного, среднего и умеренного риска) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (абз. 4, 5 п. 13 Положения N 1230).
При поступлении сведений о соответствии объекта контроля иной категории риска либо об изменении критериев риска уполномоченное должностное лицо в течение 5 рабочих дней со дня поступления таких сведений принимает решение об изменении категории риска указанного объекта контроля.
Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается на основании заявления работодателя должностным лицом, которым ранее соответствующий объект контроля был отнесен к категории риска, с направлением указанного решения, документов и сведений, на основании которых оно было принято, в орган, уполномоченный на отнесение объекта контроля к соответствующей (более низкой) категории риска.
Решение об отнесении деятельности контролируемого лица к более высокой категории риска принимается должностными лицами Роструда и его территориальных органов, уполномоченными на отнесение объекта контроля к соответствующей (более высокой) категории риска (п. 14 Положения N 1230).
При отсутствии случаев смертельного травматизма (за 3 года, предшествующих текущему году), тяжелого травматизма (за год, предшествующий текущему году), факта наличия не выплаченной в установленный срок заработной платы (за год, предшествующий текущему году) и вступившего в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 и ч. 1 - 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, вынесенного за год, предшествующий текущему году, категория риска, присвоенная деятельности работодателя, подлежит снижению до следующей категории риска.
Решение о снижении категории риска принимается при отсутствии всех указанных случаев и не чаще чем один раз в год.
Для работодателей со среднесписочной численностью работников свыше 1 000 человек решение о снижении категории риска, присвоенной деятельности работодателя, до следующей категории риска, принятое по заявлению такого работодателя в указанных выше случаях, размещается на официальном сайте Роструда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 5 календарных дней со дня принятия такого решения.
Сроки проведения плановых проверок
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия (за исключением установленных случаев).
Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
Периодичность проведения плановых проверок трудовой инспекцией
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля проводятся ГИТ в зависимости от присвоенной категории риска.
Так, периодичность проведения выездной проверки следующая (п. 15 Положения N 1230):
- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, - один раз в 2 года;
- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, - один раз в 3 года;
- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, выездная проверка проводится один раз в 5 лет;
- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, - один раз в 6 лет.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
2. Внеплановые проверки трудовой инспекции
Внеплановая выездная проверка проводится только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с п. п. 3 - 6 ч. 1 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Предметом государственного контроля (надзора) ГИТ, в том числе в рамках внеплановой проверки, является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда.
Роструд и его территориальные органы осуществляют полномочия по проведению государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- инспекционный визит;
- рейдовый осмотр;
- документарная проверка;
- выездная проверка.
Такие мероприятия, как инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, осуществляются только на внеплановой основе.
Основания для проведения внеплановой проверки
Основаниями для проведения мероприятий внеплановой проверки Государственной инспекции труда могут быть:
- наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
- поручение Президента РФ, поручение Правительства РФ о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
- требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных ч. 1 ст. 95 Закона о контроле (надзоре).
Порядок и сроки проведения внеплановой проверки
Период, охватываемый контрольными (надзорными) мероприятиями в рамках внеплановой проверки государственной инспекцией труда, нормативно не определен.
Таким образом, инспекторы труда при проведении внеплановых проверок вправе, в частности, истребовать у работодателя документы и (или) получать письменные объяснения, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, за любой период осуществления им деятельности с учетом сроков хранения соответствующих документов.
Оформление результатов внеплановой проверки
По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с положениями Закона о контроле (надзоре).
КРАСПРАВО.RU